Экология, проблемы и защита

Lifeunderwater.ru

Понятие и виды экологического управления

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:

законности управления;

комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;

сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;

разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов;

наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей.

) министерства экологии - отраслевое управление.

Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Как и при производственном управлении, содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу.

В природоохранительной практике России сохраняется резерв для повышения эффективности общественного, производственного и отраслевого управления. Он касается развития сотрудничества общественных формирований и граждан, предприятий и отраслевых министерств с государственными специально уполномоченными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды. Основой для такого сотрудничества служит единство целей деятельности в данной сфере. Такое сотрудничество, несомненно, способствовало бы повышению эффективности государственного управления.

) органы местного самоуправления и их должностные лица - муниципальное экологическое управление;

Муниципальное управление природопользованием и охраной окружающей среды направлено на решение местных экологических проблем. Оно осуществляется исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления на всей территории России. Это наиболее многочисленная система органов в стране, призванная решать задачи в сфере взаимодействия общества и природы. При оценке деятельности этих органов важно иметь в виду, что экологические проблемы, как правило, имеют локальный характер.

Деятельность по управлению природопользованием и охраной окружающей среды на местном уровне определяется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами. К ведению местного самоуправления относятся:

владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

обеспечение санитарного благополучия населения;

регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

организация и содержание муниципальной информационной службы.

) юридические лица, индивидуальные предпринимателя - производственное экологическое управление.

Содержание производственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется практическими задачами, стоящими перед каждым юридическим лицом (предприятием) по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Эти задачи с учетом специфики предприятий могут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, лесных ресурсов, с охраной водных объектов, атмосферного воздуха, обращением с производственными отходами и др. Наиболее специфическими функциями производственного управления являются планирование, учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений, экологический контроль. Управление осуществляется как функциональными службами (инженера, механика, технолога, энергетика, сбыта, контроля), руководителями производственных подразделений, так и специально создаваемыми отделами (службами) по охране природы. Если ранее на многих советских предприятиях создавались природоохранительные службы, то сейчас ответственность за охрану природу, как правило, возлагается на руководителя одного из функциональных подразделений, чаще всего главного инженера. Производственное управление природопользованием и охраной окружающей среды регулируется преимущественно локальными актами, то есть актами предприятия, с учетом его специфики. Перейти на страницу: 1 2 3

Интересное по теме

Экологическая экспертиза в Республике Казахстан Важным этапом подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, является проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). До представления на это ...

Закономерности распространения загрязняющих веществ в атмосфере Проблемы атмосферных загрязнений стали особо актуальными с середины 20 века в связи с ростом промышленного потенциала и транспорта. В частности, широко обсуждаются вопросы парников ...

Актуальные вопросы социальной экологии 1. Где и когда состоялась 1 конференция ООН по окружающей среде? . Какие разногласия между развитыми и развивающимися странами выявились на конференции ООН в Рио-де-Жанейро ...

Воздействие сельского хозяйства на окружающую среду Агроэкосистемы создаются человеком для получения высокого урожая чистой продукции автотрофов. Их основные отличия от природных: 1. В них резко снижено разнообразие видов: сниже ...