Экология, проблемы и защита

Lifeunderwater.ru

Угроза браконьерства экономической безопасности страны

В конце марта 2002г. в Тихоокеанском региональном управлении ФПС РФ прошла пресс- конференция. Участники сообщили журналистам о фактах и попытках хищения морских богатств, о работе по их предотвращению. Незаконный оборот морских биоресурсов можно назвать одной из основных угроз экономической безопасности России. Практика морской охраны Тихоокеанского регионального управления показывает, что наиболее опасной в этой сфере является деятельность не иностранных, а российских рыболовных компаний. (Даниш, 2002 )

Любой крупной промысловой компании нужно огромное количество средств на приобретение лотов на морепродукты и экипировку добывающих судов. В силу же законов экономики эти фирмы должны возвращать вложенные деньги. И это достигается чаще всего путём « перелова » выделенных квот в любом месте, где может осуществляться добыча. Кроме крупных компаний стремительно растущий браконьерский флот постоянно пополняют мелкие фирмы, которые не смогли участвовать по каким либо причинам в аукционах лотов. Скорбный список можно дополнить и так называемой флотилией «летучих голландцев» - судов, некогда вышедших из российских портов. Заменив экипаж в других странах АТР, используя флаги в основном латиноамериканских стран, они входят в нашу экономическую зону. И получается, что это ещё целая армада добывающих судов, которые осуществляют незаконный лов в российских водах. Подобный теневой бизнес имеет тенденцию к постоянному пополнению. Только за два с половиной месяца 2002 года кораблями и судами ТОРУ осмотрено 672 российских судна, это почти в два раза больше, чем в 2001 году, 184 русских и иностранных судна оштрафовано.

Однако в действиях браконьеров возникают и новые направления. Примером правонарушения может служить задержание 27 марта 2002 года в районе Курильских островов плавбазы « Пётр Житников ». В момент проверки на борту отсутствовал капитан, а исполняющий его обязанности предъявил пограничникам давно просроченный личный рыболовный билет. Также отсутствовали какие-либо документы, свидетельствующие о количестве добытой рыбы. Во время промысла не подавались документы в Сахалинскую инспекцию о выходе судна из экономической зоны России. Кроме того, по данным ТОРУ, плавбаза как минимум восемь раз участвовала в перегрузке морепродуктов в Охотском море без присутствия представителя ФПС. Также не был пройден контрольный пункт.

Пока Россия остаётся из крупных рыбодобывающих государств, не имеющих своего закона о рыболовстве и охране водных биоресурсов. По сведениям главного управления по экономическим преступлениям МВД, российский бюджет ежегодно недополучает 2 млрд. долларов из-за бесконтрольного вылова рыбы и вывоза её за границу. ( Шимбирева, 1997 )

Рыбная промышленность приносит значительный доход в бюджет всех уровней, но по прежнему не хватает средств на охрану, восстановление и регулирование использования рыбных запасов. Общий объём финансирования программы

«Развитие рыбного хозяйства в РФ » в 1997 году сокращён на 46,3%. На охрану и восстановление рыбных ресурсов необходимо минимально 195млрд.руб., выделено лишь 113 млрд. Существующее положение дел в рыбохозяйственной отрасли, расхищение рыбных богатств России требует скорейшего принятия законодательного акта, который обеспечивал бы при строгом государственном контроле и регулировании гласное предоставление права пользования водными биоресурсами. Сейчас правовые отношения в этой области обеспечиваются лишь нормативными актами бывшего СССР, которые в полной мере не отвечают ни экономической политики в стране, ни нормам международного права. Ныне существующая система распределения квот порождает браконьерство. Одним из важных положений закона станет гласное и демократическое распределение квот водных биоресурсов на конкурсной основе.

В 2001 году зафиксировано значительное отставание в реализации квот практически по всем объектам промысла по отношению к 2000 году ( кроме сайры и краба ). В целом по Дальневосточному бассейну отставание составляет около 300 тыс. тонн различных объектов. Объёмы добычи составляют менее 40%. Существуют две причины отставания в реализации: значительное уменьшение квот вылова минтая в Охотском море и введение аукционов. Квоты, которые выкупаются на аукционах и не реализовываются теми, кто их выкупил, остаются нереализованными вовсе.

Причины всплеска браконьерства на Дальнем Востоке напрямую касаются рыбных аукционов. Покупка лота происходит по явно завышен - ной цене, когда практически по оптовой или даже по розничной цене продаётся рыба в воде, какая может быть экономика? Экономика может быть только на том, что будет выловлено больше рыбы. Следовательно - браконьерство. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Интересное по теме

Процедура общественной экологической экспертизы Процедура общественной экологической экспертизы включает: 1) государственную регистрацию проведения общественной экологической экспертизы; ) заявление о ее начале в средствах массов ...

Организация системы климатического мониторинга в России В нашей стране обсуждение системы мониторинга активизировалось перед Первым межправительственным совещанием по мониторингу, созванным в Найроби (Кения, февраль 1974 г.) Советом управляющих ...

Экологические риски как фактор воздействия на человека Актуальность темы исследования. Человечество всегда жило в условиях риска. Воздействие человека на экологию, происходящие в российском обществе фундаментальные социально-экономичес ...

Оценка сорбционной способности почвы по отношению к люизиту и продуктам его природной трансформации В соответствии с концепцией национальной безопасности Российской Федерации и взятыми на себя конвенциальными обязательствами главной целью Федерального закона № 76-ФЗ от 2 ма ...