Экология, проблемы и защита

Lifeunderwater.ru

Определение БПК в водах скляночным методом

Находящиеся в воде микроорганизмы в процессе своей жизнедеятельности используют растворенный в воде кислород для органического окисления органический соединений, в том числе загрязняющих веществ.

Количество кислорода, израсходованное в определенный промежуток времени в процессе биохимического окисления органических веществ, содержащихся в анализируемой воде, называется биологическим потреблением кислорода. Этот показатель является некоторой условной мерой загрязнения вод органическими соединениями, в особенности достаточно легко подвергающиеся биохимической деградации.

Скорость биодеградации органических ЗВ зависит от множества факторов. В среднем можно полагать, что при 200С за 5 суток окисляются около 70% соединений, за 10 и 20 суток - соответственно 90 и 99%. Однако для практических целей полное окисление слишком длительно и его как правило не используют.

БПК5 находят как разность между содержанием кислорода в анализируемой пробе воды и после инкубации.

Величина БПК5 для водных объектов рыбохозяйственного назначения нормируется не более 2 мг/л.

Настоящий РД устанавливает тетраметрическую методику определения БПК5 в пробах поверхностных вод суши и очищенных СВ при содержание органических веществ, эквивалентном потреблению молекулярного кислорода в диапозоне 1,0 - 11,0 мг/л. При величине БПК5 более 6 мг/л определение следует проводить при соответствующем разбавлении пробы.

Если проба не содержит визуально заметного количества взвеси, 1,0 - 1,4 л.(дм3) ее помещают в достаточно большую колбу, устанавливают рН в пределах 6 - 8 по универсальной индикаторной бумажке добавлением раствора соляной кислоты или гидроксида натрия 1М/л и доводят температуру до 200С. затем энергично в течение 10 минут встряхивают колбу для притока кислорода.

Если проба содержит грубую взвесь, ее наливают в склянку вместимостью не менее 1 л. и отстаивают 0,5 - 1 час. После отстаивания собирают сифоном осветлившийся слой воды в колбу для насыщения кислородом. Если не осветлилось, то фильтруют.

Подготовленную пробу наливают в 3 предварительно ополоснутые анализируемой водой склянки БПК5, заполняя их до краев. В одной из склянок сразу же фиксируют и определяют кислород.

Две другие склянки закрывают, помещают пробками вниз в заполненную дистиллированной водой фотографическую кювету или кристаллизатор и устанавливают в термостат. Склянки выдерживают в термостате в течение 5 суток в темноте при 200С без доступа кислорода. Потом в них определяют растворенный кислород.

В склянку с пробой вводят отдельными пипетками 1 мл. (при вместимости склянки до 150 мл.) или 2 мл. (при вместимости более 150 мл.) раствора хлорида (сульфата) марганца и 1 или 2 мл. щелочного раствора иодида калия. Пипетку каждый раз погружают до половины склянки и по мере выливания раствора поднимают вверх. Затем быстро закрывают склянку стеклянной пробкой, чтоб в ней не осталось пузырьков воздуха и тщательно перемешивают 15 - 20 кратным переворачиванием до равномерного распределения осадка в воде. Склянки с зафиксированными пробками помещают в темное место для отстаивания.

После того, как отстоявшийся осадок будет занимать менее половины высоты склянки, к пробе приливают 5 или 10 мл. раствора соляной кислоты.

Склянку закрывают пробкой, и содержание тщательно перемешивают. Отбирают 50 мл раствора (пипетку предварительно ополаскивают этим раствором), переносят его в колбу для титрования и титруют стандартным раствором тиосульфата натрия до тех пор, пока он не станет светло желтым. Затем добавляют 1 мл. свежеприготовленного раствора крахмала и продолжают титровать до исчезновения синего цвета. Перейти на страницу: 1 2

Интересное по теме

Проблема городских отходов Экологическая обстановка на нашей планете во многом зависит от того, насколько бережно мы поддерживаем чистоту на её поверхности. Среди негативных последствий человеческого присут ...

Изучение темы «Климат России» в 8 классе Основная задача курса физической географии России - дать учащимся систему представлений и единичных понятий о природе России, обеспечить понимание особенностей природы РФ, ее богатств и во ...

Эколого-экономические проблемы регионального развития Проблема взаимодействия человека с природой - проблема вечная и одновременно современная. Ведь человечество связано с природным окружением своим происхождением, существованием и бу ...

Сравнительная характеристика стандартов качества питьевой воды в Украине и США Некоторые принципы нормирования показателей в питьевой воде и государственные стандарты качества питьевой воды в Украине и Соединенных Штатах Америки имеют существенные различия. В Укра ...