Экология, проблемы и защита

Lifeunderwater.ru

Порядок объявления и правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия

Под правовым режимом экологически неблагополучной территории

понимается совокупность правил об объявлении, обеспечении функционирования таких территорий и снятии их особого статуса. С учетом общественной опасности и заинтересованности в последовательном восстановлении благоприятного состояния окружающей среды, развитии правового регулирования в данной сфере совокупность правовых норм, определяющих критерии и режим экологически неблагополучных территорий, можно рассматривать как формируемый институт экологического права.

Законодательство предусматривает ряд видов зон с неблагоприятной окружающей средой. Порядок их выделения, объявления об этом - разный.

Порядок объявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия определен Законом "Об охране окружающей природной среды". В соответствии со статьёй 58 и 59 настоящего закона они объявляются постановлениями представительного органа власти либо указами Президента РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды на основании заключения государственной экологической экспертизы.

В соответствии с данным законом в зонах прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую среду, приостанавливается работа предприятий, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающая неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую среду, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.

На инициатора зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия возлагается обязанность подготовить материалы о состоянии окружающей природной среды и здоровье населения и проект программы неотложных мер по выводу территории из состояния экологического неблагополучия. Представляемые по территориям материалы должны включать составленные по единым критериям сведения о состоянии окружающей среды и здоровье населения, программу социально-экономического развития в условиях не благополучной территории с разделением на два этапа: экстренные меры и меры устойчивого выхода из кризиса, динамика изменения экологической ситуации, проекты финансирования. Должно осуществляться постоянное информирование населения о ходе постановки и решения вопроса. Могут разрабатываться и представляться альтернативные варианты выхода из кризиса.

Набор организационно-правовых мер может включать: право наложения административных санкций за нарушения решений местной администрации (аналогично стихийным бедствиям, эпидемиям, эпизоотиям), предоставление права юридического лица городским и районным комитетам по охране природы, возможность оставления на территории части платежей в экологические и иные фонды вышестоящего подчинения, возможность оставления части валютной выручки и налогов, перечисляемых в вышестоящие бюджеты. Ответственность за выполнение программ и режима зоны должна лежать на администрации и представительном органе территории. Создание специальных, надстроечных органов представляется излишним и неэффективным.

Для каждой стадии рассмотрения должны соблюдаться сроки рассмотрения и порядок обжалования, в том числе судебный, результатов рассмотрения. Выводы государственной экологической экспертизы подлежат рассмотрению на экспертном совете, коллегии Госкомэкологии, участники рассмотрения должны нести соответствующую ответственность согласно ст. 38 Закона об охране окружающей природной среды.

Также необходимо отметить, что материалы должны быть представлены в форме Пояснительной записки и Проекта федеральной целевой программы, неотложных мер. Пояснительная записка должна содержать информацию по следующим направлениям: краткая физико-географическая характеристика территории, окружающей среды и состояния природных ресурсов; характеристика хозяйственной и иной деятельности; использование природных ресурсов; оценка территориальной экологической политики и стратегии природопользования; оценка изменения окружающей среды под воздействием человеческой деятельности; оценка изменения состояния здоровья населения в результате ухудшения состояния окружающей среды; оценка существующей систем наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и здоровья населения; характеристика социально-экологической и демографической ситуации. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Интересное по теме

Способы очистки промышленных выбросов Стремительный рост численности человечества и его научно-технической вооруженности в корне изменили ситуацию на Земле. Если в недавнем прошлом вся человеческая деятельность проявл ...

Агроэкологическая группировка земель для обоснования адаптивно-ландшафтного земледелия Учхоза №1 Омского района Социально - экономические условия, сложившиеся к настоящему периоду, требуют более дифференцированного учета, инвентаризации и оценки почвенно земельных ресурсов. Адаптация зем ...

Озоносфера и ее значение в функционировании климатической системы Целью работы является описание озоносферы - важнейшей составной части атмосферы, влияющей на климат и защищающей все живое на Земле от жесткого ультрафиолетового излучения Солнца, ...

Количественное определение нитратов в продуктах растительного происхождения Одной из важных проблем экологии является охрана агроэкосистем от негативного воздействия научно-технического прогресса: интенсификации и химизации сельского хозяйства, химического ...