Экология, проблемы и защита

Lifeunderwater.ru

Значение морских биоресурсов Дальнего Востока в экономике России

Сотрудничество в области рыбного хозяйства между Россией и Японией осуществляется в соответствии с рядом межправительственных соглашений, предусматривающих свыше десяти направлений взаимодействия, однако на практике применяется лишь одно - добыча японской стороной морепродуктов в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Незадействованными остаются такие направления, как привлечение японских инвестиций для модернизации рыбного хозяйства страны, совместное обустройство береговой инфраструктуры, предоставление режима наибольшего благоприятствования совместным российско-японским предприятиям.

Уровень взаимных квот снижен из-за низкого процента их освоения и практически отсутствия российского промысла в японской зоне. Поэтому разница в соответствующих долях освоения квот вылова к середине 90-х гг. стала покрываться предоставлением Японией России технических услуг, включая поставки научных судов, тренажеров для рыбохозяйственных учебных заведений, стажировки в Японии российских специалистов. В 90-е годы из Японии в Россию ежегодно поставлялось рыбоводного оборудования на сумму 690-759 млн. иен.

В последние годы весьма актуальной и острой проблемой двусторонних отношений стало браконьерство, наносящее значительный ущерб экологии морских районов в северо-восточной части Тихого океана и запасам морепродуктов, подрывающее ресурсную базу российско-японского сотрудничества в области рыболовства. Япония, потребности которой в рыбе и морепродуктах самостоятельно удовлетворяются только на 59 %, объективно заинтересована в импорте таких товаров из России.

Очевиден и прямой экономический ущерб от браконьерства. В 2000 г. после принятия жестких мер в консолидированный бюджет Сахалина поступило от 580 предприятий рыбопромышленной отрасли около $13 млн. За тот же период сумма налоговых поступлений только от рыбопромышленников японского порта

Момбэцу, который является одной из основных баз реализации контрабандной рыбопродукции из России, составила $25-30 млн. По данным таможенной службы Японии, в браконьерском лове крабов с российской стороны, например в 2001 г., участвовало более 200 судов, из которых ежедневно 20-40 судов сдавали живого краба в порт Вакканай. По имеющимся оценкам в корейских портах Тонхэ и Сокчо ежедневно разгружается не менее 20-25 российских судов, ведущих промысел камчатского краба. ( Б.Любимов, 2005 )

Правительству страны необходимо выработать меры экономического характера, которые бы стимулировали российских рыбопромысловиков осуществлять выгрузку продукции в российских портах. Постановление правительства, регламентирующее рыбодобычу, не предусматривает порядок распределения квот, не определяет размеры лимита, не узаконивает процесс закрепления рыбных угодий за компаниями, ведущими добычу, а также не регламентирует права и обязанности этих компаний. Недостатки постановления приводят к убыткам рыбной отрасли. Усугубляют ситуацию налоговые и таможенные правила, которые делают более выгодным экспорт рыбопродукции при уплате десятнтнпроцентной пошлины, по сравнению с выплатой 20 % НДС, в случае поставки свежей продукции на российский рынок. Кроме того, предприятие, получившее квоту на добычу рыбы, обязано внести авансом 10 % налоговых платежей, то есть заплатить за еще не пойманную рыбу. Процедура оформления прихода, разгрузки, пополнения провизии, запасов топлива и отхода судна в России занимает от 2 до 4 дней, В зарубежных портах на это уходит 3-5 часов. Простой судна в среднем обходится владельцу в 250 долларов в час. Квоты в Приморском крае распределяются так, что предприятия, находящиеся под "управлением" высших чиновников и лояльных им, получают большую часть квот, а остальные (около 10%) распределяются предприятиям, оставшимся не в милости. Такая политика привела к глубокому кризису в рыбной отрасли ДВФО. К сожалению, схожая картина наблюдается и в северо-западных регионах РФ. Российским рыбакам выгоднее отгружать свой улов в Норвегию, чем доставлять его в российский порт. Для избежания страной участи сырьевого придатка российскому министерству экономического развития и законодательным органам необходимо так изменить законодательство, чтобы отечественным промысловикам было выгоднее добиваться более высокой степени обработки морепродуктов в нашей стране, а не продавать сырье, да еще и по низким ценам. ( Б.Любимов, 2005 ) Перейти на страницу: 1 2 3 4

Интересное по теме

Инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферу от предприятия Главными источниками загрязнения атмосферы являются промышленные предприятия и различные виды транспорта. Атмосферный воздух загрязняется из-за привнесения в него или образования ...

Оценка степени загрязнения сточных вод Трудно переоценить роль воды в нашей жизни. В среднем человек за сутки выпивает около 2л воды. Но задумываетесь ли Вы, какую именно воду Вы пьете?! Об этом свидетельствует тот факт ...

Общее понятие о системе климатического мониторинга Систему повторных наблюдений одного и более элементов окружающей природной среды в пространстве и во времени с определенными целями в соответствии с заранее подготовленной программой было ...

Типы загрязнения окружающей среды Вопрос о воздействии человека на окружающую среду находится в центре внимания специалистов и экологов сего мира. И это не случайно, так как крупнейшие глобальные экологические про ...